Ярослав (nodoubts) wrote,
Ярослав
nodoubts

об омском технопарке (часть 2)

Понятно, что технопарк - это по сути венчурная тусовка. А тусовка - это в первую очередь личное неформальное плотное общение. Все решения принимаются в неформальном общении, и это критично. Не бывает венчурного бизнеса при формальном подходе.

Начну с того, как делать НЕ надо, и почему.


Не получится стимуляция такая:
  • строительство "бизнес-парков", "бизнес-инкубаторов", "льготных площадок" и т.п. - ну нет проблемы сейчас снять офис. вообще нет. у нас избыток офисов. так зачем на это тратить государственные средства?
  • налоговые льготы на прибыль или на налог на имущество (и вообще льготы на все налоги кроме ЕСН+НДФЛ)- для старта венчурного бизнеса эти налоги не имеют существенного влияния, т.к. венчурная компания их не платит. она по определению убыточна первое время. какая там прибыль? какое имущество? льготы могут быть эффективны только в одном случае - если это льготы на ЕСН+НДФЛ, я этот вопрос ниже затрону
  • чистое софинансирование на нулевом этапе - на нулевом этапе максимальные риски сделать ошибку (или коррупционно увести средства), вложить не в ту команду, не в ту идею, и потерять все вложенное. поскольку государство не умеет вкладывать суммы менее хотя бы миллиона долларов - убыток будет весьма существенен. примеры инвестиций из Роснано показывают правоту данного утверждения. на нулевом этапе имеет смысл финансировать только крупные военные и им подобные компании, имеющие государственную важность. а в потребительских отраслях - в этом нет ни малейшего смысла
  • чистое софинансирование на этапах развития и роста - это конечно здорово, но где компании, нуждающиеся в таком софинансировании? тут ведь важно количество. и необходимо увеличивать именно его.
  • гранты физлицам и т.п. поддержка - это имитация поддержки развития. для государства не имеет смысла раздавать мелкие гранты, т.к. они будут направлены на потребление, а не на инвестиции, да и нет механизмов контроля отдачи. вкладывать нужно только туда, где отдача есть, и есть четкий и понятный механизм контроля
Это основные способы, которые используются сейчас государством, и которые имеются в виду когда рассуждают о помощи венчурному бизнесу. Теперь, расскажу о правильной с моей точки зрения организации, с учетом требований к минимизации затрат и получения максимального результата.

Организация состоит из следующих достаточно широких пунктов:

  • создание механизма постоянного привлечения команд с идеями

    • реклама (или грамотные пиар акции, о них в примечании)
      информирование команд о существовании технопарка и его возможностях
      команды требуется заинтересовывать прийти именно в технопарк
    • пропагандирование венчурного бизнеса для команд
      требуется донести до населения саму идею венчурного (инновационного) бизнеса, заинтересовать возможностями, направить мысли людей в сторону созидания чего-то полезного и перспективного
    • список инвесторов с понятными объемами средств
      командам следует дать понять, что именно в технопарке есть деньги
    • вовлечение команд во встречи
      регулярный мозговой штурм, провоцирующий развитие идей до конкретных предложений инвесторам

  • создание механизма постоянного привлечения инвесторов

    • реклама (или также грамотные пиар акции) - информирование инвесторов о возможностях технопарка
    • пропагандирование
    • сайт со списком проектов (с сопутствующими способами привлечения аудитории типа групп в фейсбуке/вк/одноклассниках, статей в финансовых городских СМИ и т.п.)
    • вовлечение инвесторов во встречи
    • обязательное привлечение гос фондов из Сколково, Роснано, РВК и т.д.

  • постоянная площадка для встреч

    • возможно, в виде "стартап-кафе", куда команды и инвесторы могут приходить хоть каждый день
      именно организация неформального общения, сводящая вместе инвесторов и команды, приведет к созданию компаний. подобное кафе, где можно каждый вечер встретить управляющего технопарком, сразу несколько инвесторов или команд с идеей - один из лучших вариантов
    • организация презентаций команд для инвесторов
    • организация презентаций инвесторов для команд
    • "примеры успеха"
      нужны постоянные визиты успешных компаний, показывающие, что венчурный бизнес - не просто слова, а сверхвыгодное дело
    • регулярное устроение конференций иногородних и иностранных визитеров

  • поддержка принятия положительных решений о старте проектов

    • налоговая экспертиза и помощь
    • юридическая экспертиза и помощь
    • бизнес-экспертиза и помощь
    • финансовая экспертиза и помощь
    • четкие условия дальнейшего софинансирования от венчурных фондов при переходе от нулевого этапа к этапу развития (в случае успеха компании)

  • поддержка вновь созданных компаний снижением рисков и обеспечением возможностей развития

    • быстрые незабюрократизированные налоговые субсидии на налоги типа ЕСН, НДФЛ и т.п.
      для молодой компании 50-90% затрат - оплата персонала. это критически важные затраты. субсидии на зарплатные налоги уменьшат коммерческие риски компании на четверть, если не на треть! а для государства - это копейки. подобная помощь позволит инвесторам вкладывать средства в самое важное - в создание нового. причем почти исключено нецелевое или коррупционное расходование по этой статье. кстати, 5-10% доли в компании могут компенсировать государству затраты на субсидии
    • финансирование постоянного представительства крупных российских венчурных фондов и организация их тесного контакта с вновь созданными компаниями
      очень логично оплатить себестоимость нахождения в технопарке постоянного сотрудника (а лучше нескольких) федерального частного или государственного венчурного фонда, это сильно упростит взаимодействие с фондами для местных компаний
    • организация постоянного представительства иностранных венчурных фондов (или хотя бы механизма подачи заявок от компаний) за их счет
    • легкодоступные средства на рост - предложения от банков по кредитованию (для растущих компаний, имеющих положительный кэш-фло), все в одном месте и по 1-й заявке
    • легкодоступные средства при достижении потолка развития - постоянные консультации на предмет IPO и эффективная связь с нужными компаниями

  • организационное управление

    • руководитель - нанятый по контракту управляющий

      • наличие у человека готовой команды, желающей и имеющей возможность приступить к делу
      • срочный контракт на 3 года
      • наличие дружественно настроенного высокопоставленного куратора, имеющего тесный контакт с губернатором, который может решить любой вопрос на местном уровне, мешающий делу
      • текущая зарплата жестко привязана к текущим результатам (количество новых компаний/размер привлеченных инвестиций/количество работников во вновь созданных компаниях)
      • бонусы жестко привязаны к прибыли от продажи доли государства в компаниях в момент IPO - скажем, 10% от прибыли государства идет управляющему и всей его команде. бонусы может получить и через 10 и 20 лет после ухода с поста, и это необходимо жестко закрепить в договоре, чтобы с одной стороны долгосрочные интересы государства соблюдались управленцем, и с другой стороны управленец был уверен, что именно долгосрочные эффективные решения принесут ему наибольшую выгоду

    • офис в аренде - совершенно необязательно тратить мега-средства и время на строительство, землю и т.п. в идеале - кафе и офис совмещены или находятся в одном здании, чтобы максимально упростить неформальное общение
    • пресс-секретарь, организующий связь и внимание со стороны всех стоящих СМИ города - это как раз очень просто организовать в силу внимания медиа-сообщества к теме
    • желателен сотрудник из бывших (мвд) для минимизации рисков мошенничества со стороны команд/инвесторов
    • медиа-поддержка со стороны региональных и городских властей, возможно другие формы помощи
    • возможно привлечение финансовых управляющих компаний (желательно местных типа Октана для ускорения принятия решений) для аккумулирования средств инвесторов, желающих "делать вклады" и не желающих принимать участие в управлении


Примечания: вместо (или точнее в дополнение к) рекламе для информирования и пропагандирования правильнее всего использовать пиар-акции. это часто дешевле и эффективнее, чем трата бюджета на рекламуВот что-то такое, при привлечении хорошей управленческой команды, способно в довольно сжатые сроки стимулировать на свет появление довольно существенного количества венчурных компаний. Основная мысль тут проста: государству вместо выделения дорогой земли и строительства бизнес-инкубаторов (особенно в условиях избытка офисных площадей в городе) лучше вложиться в организацию венчурного движения и минимизации рисков для компаний. Это вызовет волну создания новых компаний, и повысит шансы на выживание для них. Но принимать решения о вложении пусть будут те, кто и понесут основные риски, но и получат основную прибыль в случае успеха - инвесторы. Незачем государству рисковать на нулевом этапе (в потребительских разумеется отраслях). Это следует делать на втором-третьем этапе путем привлечения средств софинансирования государственных венчурных фондов в уже растущие компании. Тогда и риски будут разумны, и эффект максимален. Сделать лучше уже малореально :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments